или Как разгромили церкви

Текущий год для Семипалатинска является юбилейным не только на хорошие события: 220 лет назад крепость Семипалатная получила статус города, 100 лет назад был открыт Подотдел Западно-Сибирского отдела Русского географического общества; но в этом же году исполняется 80 лет варварской кампании советского государства - насильственному  [ изъятию >   < церковных >   < ценностей >  из священных молитвенных домов: церквей, часовен, синагог и пр.

Голод 1921-1922 годов в некоторых регионах России подтолкнул советское правительство к этому антинародному акту. Под видом помощи голодающим оно пыталось решить свои финансовые проблемы за счет святых ценностей, собранных прихожанами в молитвенных домах. Это касалось и некоторых регионов Казахстана: Уральской, Букеевской, Актюбинской, Оренбургской, Кустанайской (без Кустанайского уезда) губерний с населением 2674 тыс. чел.

И вот под благовидным предлогом началась большая кампания по изъятию ценностей. Публикуя дутые цифры о наличии таковых в церквах, государственная машина озлобляла простое население против священнослужителей, чем разрушала единство православной церкви.

"Молитвенные дома и церкви разных культов имеют в общей сложности колоссальные запасы золота в виде утвари и украшений, и если хотя бы незначительная часть этих запасов была обращена на дело помощи голодным, можно спасти миллионы человеческих жизней и, во всяком случае, прекратить людоедство".

30 марта 1921 года газета "Степная Правда" писала: "В Москве, Петрограде, Саратове, Харькове, Ташкенте, Самаре, Рыбинске, Красноярске и во многих других городах церковь и ее представители - духовенство - единодушно откликнулись на призыв отдать ценности, украшающие церковь, голодающим.

Глава православной церкви патриарх Тихон заявил, что церковь не может оставаться равнодушной к тем великим страданиям, которые испытывает голодающий народ. Патриарх считает, что церковь и верующие должны оказать самую живую помощь голодающим".

Но время неумолимо торопило, количество ценностей, добровольно сданных верующими, никаким образом не устраивало исполнителей этого акта, и они решили изъять ценности насильственным путем.

В марте 1922 года на имя председателя губисполкома Букейханова поступила секретная телеграмма из Совнаркома об образовании комиссии по  < изъятию >   < церковных >   < ценностей >  для учета и сдачи всех хранящихся ценностей и отправки их в Москву.

10 апреля такая комиссия была создана в следующем составе: председатель - Букейханов, управделами губисполкома Нечаев, от губпомгола - Подхватиловский, завгубфинотделом Кремлев и начгуботдела ГПУ Шишков. В этот же день состоялось ее первое заседание.

13 апреля ответсекретарем губкома РКП/б/ была получена совершенно секретная инструкция по  < изъятию >   < церковных >   < ценностей > :

".Определить с полной точностью  < изъятие >   < церковных >   < ценностей > , не имеющих существенного значения для самого культа, учет возможности в виде перечня, ибо предметы, существенные для богослужения, как-то: антиминсы, иконы - самая живопись, вообще не подлежат  < изъятию > , ибо не представляют из себя ценности в смысле золота, серебра или камня.

Первое: относительно риз, окладов, украшений, футляров от престолов, рак от гробов, паникадилов, подсвечников и т.д. никаких препятствий для изъятия их лишних экземпляров или замены менее ценными, с точки зрения самого культа, не имеется.

Второе: из серебряной и золотой посуды (чаши, блюдца, дискосы, кадила и т.д.), когда нет возможности заменить драгоценные предметы менее ценными, оставлять потребное для богослужения количество, за исключением золотых.

Третье: как исключительные случаи, возможно допустить замену равноценным количеством серебра и золота по ходатайству самой группы верующих, имеющих по договору во владении ту или иную вещь, надо разуметь такие случаи, когда дело идет о каком-либо местном особо почитаемом предмете, как, например, об иконе, особо почитаемой у местных жителей, ризы которые жители желают сохранить в неприкосновенности.

Четвёртое: в случае, если будут встречаться литые из благородных металлов иконы и кресты особо важные, называемые чудотворными, по местным условиям, комиссии могут отсрочить изъятие.

Председатель ВЦИК Калинин. 5 апреля 1922 г.".

С апреля в каждом номере местной газеты постоянно публиковалась информация по изъятию ценностей в различных городах страны и нагнеталась обстановка относительно бездействия местных церковников.

Так, в статье "Черные пауки", опубликованной 6 апреля 1922 г., автор заявляет:

"...Белое духовенство, за небольшим исключением, вместе с группами верующих относится к изъятию ценностей сочувственно, и в большинстве церквей изъятие уже произведено.

Семипалатинск в этом отношении является до сих пор печальным исключением. Имеющий здесь свою резиденцию епископ Киприан, очевидно, принадлежит к группе тех церковников, которые враждебно относятся к делу спасения голодающих...

...Пора положить этому конец и отдать народное достояние народу".

"...До настоящего времени семипалатинскими пастырями ничего не сделано в изъятии ценностей, хотя местный собор и другие храмы в губернии могут спасти от голодной смерти не одну сотню человек".

12 апреля на очередном заседании комиссии по  < изъятию >   < церковных >   < ценностей >  было решено приступить к  < изъятию > , проведя предварительную беседу с епископом Киприаном.

После переговоров с Киприаном, который, со своей стороны, пообещал содействие, работу решили начать с понедельника, 26 апреля.

Епископ Киприан выполнил свое обещание и 20 апреля в здании Никольского собора провел заседание церковно-приходского совета в присутствии 400 прихожан, где обсуждались правильность и законность  < изъятия >   < церковных >   < ценностей > .

В прессе продолжала нагнетаться обстановка по данной кампании:

"... В Семипалатинской губернии церковные драгоценности очень велики. В грубых цифрах подсчитано, что если собрать в республике ценности храмов всех культов и перевести на серебро, то этого серебра будет 525 тыс. пудов, или 525 000 000 пудов хлеба голодным..."

Начальник местного отдела ГПУ, явно озабоченный слабой работой по  < изъятию >   < церковных >   < ценностей > , шлет 22 апреля в Губком РКП/б/ депешу:

"Губотдел ГПУ принужден констатировать тот факт, что со стороны Губкома не принято до сих пор никаких мер к предварительной подготовке в желательном направлении общественного мнения по вопросу об  < изъятии >   < церковных >   < ценностей >  в помощь голодающим.

.Основываясь на вышеизложенном, Губотдел ГПУ полагает, что со стороны Губкома необходимо принять экстренные меры...".

26 апреля 1922 года  < изъятие >   < церковных >   < ценностей >  началось со Знаменского собора.

В 11 часов утра губернская комиссия в составе зампред-губисполкома Нечаева, губпомгола Подхватиловского, губвоенкома Занутданова, губотдела ГПУ Шишкова, губфинотдела Кремлева в присутствии председателя губрабкрина Калачева вошла в Знаменский собор и в присутствии представителей верующих И.И. Мартынова, Д.И. Мартынова, Ворончихина, представителя Семипалатинского музея Географического общества Н.Н. Белослюдова; начала опись имущества и сам процесс изъятия.

Объем работы комиссии в соборе был настолько значительный, что в один день она уложиться не смогла. Всего в первый день было "раздето" 20 икон, и только две иконы остались в своих "одеяниях". Это икона "с изображением Знаменско-Абалацкой Божией Матери на доске размером 6х5 вершков в золотой ризе, весом 11/4 фунта, как особо почитаемая не только местными жителями, но и всего края, и икона с изображением Христа "Царь славы" в серебряной позолоченной ризе. С других икон были варварски сняты деревянные, посеребренные и позолоченные ризы и свалены все в ящики с единственной формулировкой: " Ввиду того, что означенная риза ни художественной, ни исторической ценности не представляет, таковую изъять без проверки веса".

Свою работу в Знаменском соборе в этот день комиссия ввиду позднего времени приостановила в 11 часов вечера. Ценности в виде риз были ".без установления точного веса вместе с представленными ценностями добровольной общины Знаменского собора изъяты по особой описи и вложены в ящик храма без замка, обвязаны веревкой и припечатаны в четырех местах печатями председателя комиссии и представителя общины (печать собора). Три штуки риз, как не вошедшие в ящик, завернуты в два покрывала, обвязаны веревкой, припечатаны, и все это отправлено для хранения впредь до определения точного веса в Губфинотдел."

На следующий день работа в соборе была продолжена и изъято еще 5 риз и более 20 предметов из серебра. Были вырваны серебряные украшения со старинных Евангелий 1703 и 1830 гг.

Всего в Знаменском соборе было изъято 49 предметов весом более трех пудов.

Комиссия, принимавшая участие в изъятии ценностей в Знаменском соборе, нашла "со стороны представителей верующих полное содействие". И как отметила местная газета: "Изъятие в Знаменском соборе закончено и прошло при лояльном отношении верующих".

28 апреля председатель Губкома РКП/б/ Букейханов, крайне раздраженный слабой работой по данному изъятию, разослал всем уездным исполкомам угрожающую телеграмму: "Ускорить работы по изъятию ценностей. Если изъятие еще не начато, немедленно приступить к работе. Телеграфировать результатах работы на 1 мая".

В свою очередь епископ Киприан принял все зависящие от него меры, чтобы изъятие прошло без кровопролития и при полной поддержке верующих:

"На предложение комиссии от 14.04 сообщаю, что за истекшие дни мною с церковной кафедры и в отдельных беседах с духовенством и приходскими группами давалось разъяснение цели  < изъятия >   < церковных >   < ценностей >  и приглашение к пожертвованию. В созванном мною 20.04 собрании приходских общин г. Семипалатинска даны соответствующие руководящие указания по содержанию предложения комиссии и телеграфных распоряжений из Центра. По частным сведениям, собрание вынесло постановление в положительном смысле".

"...Касаясь вопроса помощи голодающим, епископ Киприан пишет в своем воззвании "Ко всем православным приходам": "...Долг правительства изыскать меры ослабить это бедствие... В числе прочих мер помощи правительство нашло нужным использовать церковные ценности... Имеется правительственное распоряжение об изъятии вещей золотых и серебряных и драгоценных камней... Перед сознанием и совестью верующих встает вопрос, не грех ли изъять из храмов вещи священные? Нет, не грех. Боже сохрани какими-либо насильственными способами противиться распоряжениям власти".

5 мая комиссия произвела  < изъятие >   < церковных >   < ценностей > , хранящихся в Никольском соборе, где были изъяты ценные предметы в количестве сорока четырех, весом один пуд тридцать шесть фунтов 78 зол.

Здесь была оставлена серебряная риза на особо почитаемой верующими этого храма иконе Николая Чудотворца /большая/, считающаяся престольной храмовой. "Серебряная риза подлежит изъятию на общем основании, но, принимая во внимание ходатайство верующих о замене этой ризы равным по весу количеством серебра в изделиях, решено ходатайство это удовлетворить".

Вместо нее были сданы кадила весом 14 фунтов 22 золотника.

9 мая "Степная Правда" отмечала, что "...на территории Семипалатинской губернии  < изъятие >   < церковных >   < ценностей >  произведено пока лишь в г. Семипалатинске, и надо отдать должное - верующие идут навстречу власти в этом деле, благодаря чему  < изъятие >  проходит успешно и без всяких эксцессов...".

"Всего изъятие по настоящее время дало 7 пудов 28 ф. 52 зол. То есть на это серебро можно прокормить в течение целого месяца более семи с половиной тысяч голодающих".

12 мая произведено изъятие ценностей, принадлежащих верующим Александро-Невской церкви /Плещеевской/, где было изъято 13 предметов весом более 1 пуда.

Так же, как и в Никольском соборе, верующие сохранили в целости икону Св. Александра Невского, внеся за нее 10 фунтов серебряных изделий.

В завершение работы комиссии по  < изъятию >   < церковных >   < ценностей >  в г. Семипалатинске 19 мая было произведено  < изъятие >  в Воскресенской /Казачьей/ церкви, где вместо серебряной ризы иконы Тихвинской Божьей Матери прихожане сдали другие предметы церковного обихода из этого же металла весом более, чем был вес самой ризы, и икона была оставлена в церкви целой.

На этом в Семипалатинске закончилось  < изъятие >   < церковных >   < ценностей > . Всего было собрано 12 пудов 14 фунтов серебра; 34 доли бриллиантов, 3 золотника 54 доли золота.

Комиссия проверила все культовые сооружения города, в том числе и синагогу, в которой изъяли "несколько золота, кольца и три стор".

В римско-католическом костеле ничего не было найдено, так же, как и в мусульманских мечетях.

На наличие церковных ценностей был проверен даже краеведческий музей.

Всего в ходе данной кампании в Семипалатинске было изъято из церквей и отправлено в Москву 350 предметов общим весом более 12 пудов, т.е. ровно половина от собранных ценностей всего по губернии.

Противодействий со стороны населения не было.

Ввиду завершения в губернии работ по  < изъятию >   < церковных >   < ценностей ]  29 ноября 1922 года была распущена комиссия, созданная для этой кампании.

В Казахстане всего было изъято: серебра - 104 пуда, 6 фунтов, 30 золотников, 89 долей; золота - 5 золотников, 78 долей; бриллиантов - 39 долей; серебряных денег - 107 руб. 35 коп. Из общего количества изъятых ценностей в республике почти четвертая часть была изъята в Семипалатинской губернии.

"Церковные ценности дали ЦК помгола 1 миллион золотыми рублями и свыше 1,5 триллиона советскими дензнаками. Из этой суммы на 800 тыс. руб. золотом закуплено хлеба. Двум голодающим губерниям выдано 200 тыс. руб. зол. На 300 миллиардов сов. дензн. закуплено ржаной муки, на 310 миллиардов закуплено пшеницы, на 270 миллиардов сельдей. Голодающей Украине выдано 500 миллиардов, Крыму - 400".

А что получил Казахстан от этой кампании?

По сообщению местной газеты "Степная Правда" от 7 июля 1922 г., из 10 маршрутов с хлебом, закупленном Внешторгом на реализованные церковные ценности, два маршрута в количестве 25 вагонов были намечены в Кустанай и Оренбург. А всего в Казахстан в 1922 году поступило данного хлеба 34 вагона.

Вот так закончилась государственная кампания с церковными ценностями, послужившая началом политического раскола среди духовенства.

Ограбив церкви, государственная машина принялась уничтожать самих служителей культа, а затем и сами храмы. Но об этом позже.

(Использованы архивные ма-териалы, хранящиеся в ЦДНИ Семипалатинска, и местная газета "Степная Правда", хранящаяся в краеведческом музее).


Виктор КАШЛЯК, член Союза писателей